образовательная программа

Содержание:

  1. Пояснительная записка к образовательной программе

- краткая характеристика учреждения

- цели, задачи образовательной деятельности

- анализ деятельности учреждения за 2015-2016 учебный год

2.Организация образовательной и воспитательной деятельности в 2015-2016 учебном году.

3. Учебный план.

4. Сведения о дополнительных общеобразовательных  программах, реализуемых в МБУ ДО «Центр «Луч» в 2015-2016 учебном году.

5. Образовательная политика МБУ ДО «Центр «Луч» в 2015-2016  учебном году

  1. Пояснительная записка

Содержание образовательной программы определяется спецификой образовательной деятельности в учреждении, условиями его функционирования и реальными возможностями, методической и кадровой обеспеченностью, материально-технической оснащенностью, социальным заказом общества.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч» расположено в центре города, в трехэтажном здании, общей площадью 2366,6 кв.м.

Образовательная деятельность в учреждении осуществляется высококвалифицированным стабильным педагогическим коллективом:  46 штатных педагогов и 16 совместителей. Сопровождают образовательную деятельность 2 педагога - организатора, 2 культ- организатора.

     Образовательная  программа  МБУ ДО  «Центр «Луч»   выступает  как  комплекс  приемов по обеспечению эффективного взаимодействия всех участников образовательной деятельности  в  достижении  поставленных  целей  и  получения  проектируемых результатов.  Это  нормативно-управленческий  документ,  функции  которого связаны  с  организацией  целостности,  специфики  и  развития всех  структур  образовательной и воспитательной деятельности.   

      Главной целью образовательной и воспитательной деятельности на 2015-2016 учебный год является:  

- предоставление широкого спектра образовательных услуг с учётом интересов потребителя;

- достижение высокого качества ведения образовательной и воспитательной деятельности через  эффективное использование имеющихся ресурсов.

      Задачи:

1. Обновление содержания образования, форм и методов обучения, способствующих формированию и развитию индивидуальных способностей обучающихся; разработка подходов повышения качества, доступности и эффективности ДОД.

2. Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; выявление, развитие и поддержка талантливых и одаренных детей.

3. Повышение общественного статуса дополнительного образования, обеспечение доступности дополнительного образования детей независимо от места жительства, социально-экономического статуса, состояния здоровья.

4. Усиление роли воспитательной деятельности в становлении и формировании личности обучающихся, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5.  Организация содержательной досуговой деятельности обучающихся.

         

        В своей образовательной деятельности учреждение руководствуется следующими федеральными и региональными документами:

 - Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по  дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008;

- Постановлением Главного Государственного санитарного врача от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требования к устройству, содержанию и организация режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмом департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Требования к содержанию дополнительных образовательных программ»;

- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761Н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

- Уставом МБУ ДО «Центр «Луч»;

- Программой развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года,

- Законодательными и нормативными актами Министерства образования РФ и Камчатского края;

- Программой развития МБУ ДО «Центр «Луч»» на 2015-2018 г.г.;

- Локальными актами учреждения.

Краткий  анализ работы за 2014-2015 учебный год

Основной целью в 2014-2015 учебном году являлось: предоставление услуг дополнительного образования, современных по своей форме и содержанию, востребованных детско-родительским сообществом Елизовского муниципального района, способных обеспечить социальную эффективность современного учреждения дополнительного образования.

Для достижения цели коллектив Центра:

  • обеспечивал   организацию работы объединений, в соответствии с их спецификой, создавая   единое   образовательное      и воспитательное пространство на основе интеллектуального развития, профессионального самоопределения и образовательно - развивающей деятельности;
  • создавал оптимальные,  безопасные и  комфортные условия, воспитывая приоритетность здорового образа жизни с  использованием  здоровьесберегающих технологии;
  • удовлетворял личностные образовательные потребности обучающихся, родителей и педагогов;
  •  формировал  устойчивую и развивающуюся систему инноваций в  образовательной деятельности;
  • совершенствовал и активизировал программу выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей через активные формы развития (социальные, исследовательские, художественные и др. проекты);
  • выявлял и поддерживал творческую и социальную активность детей и подростков;
  • продолжал  работу по  возрождению, сохранению, популяризации народных традиций в процессе духовно-нравственного  воспитания детей;
  • формировал у обучающихся сознание принадлежности ко всему человечеству, ответственность за сохранение жизни на земле, общую экологическую культуру;
  •  продолжал развивать  сеть услуг дополнительного образования для начальной школы в рамках ФГОС ОО в Елизовском муниципальном районе.

Квалификация педагогического состава в 2014-2015 учебном году по прежнему остаётся стабильно высокой: 60% имеют квалификационные категории и только 29% не имеют категории, что составляет ¼ часть от общего количества педагогических работников.

Педагогический коллектив из года в год пополняется молодыми специалистами.

С целью повышения профессионализма, развития творческой активности, стимулирования педагогической деятельности за отчётный период прошли аттестацию и получили квалификационные категории педагоги: высшая – Колтунов Е.Г, Антипова О.В, Пискунова Л.В.

   Прошли переподготовку по специальности «педагог дополнительного образования» работники учреждения: Левинская Э.О (педагог-организатор), Поливода М.Л. (культорганизатор).

В 2014-2015 учебном году было сформировано 154 детских творческих объединений с общей наполняемостью 2098 обучающихся.

Следует признать, что все педагоги умеют правильно организовать свои взаимоотношения с обучающимися и их родителями для положительного решения вопросов стабильности посещения занятий. Это в свою очередь отражается на освоении  дополнительных образовательных программ, и сохранности контингента, которая на конец учебного года составила 92,7% (1946 обучающихся).

Программно-методическое обеспечениев Центре рассматривается как определяющий ресурс образовательной деятельности. «Банк  образовательных» программ насчитывает 49 программ, из них в 2014-2015 учебном году реализовывались 18  модифицированных  и   19 авторских всех направленностей, необходимых для реализации деятельности многопрофильного учреждения, каким является Центр «Луч».

Учебно-воспитательные планы  педагогов были направлены не только на обучение, характеризующееся приобретением теоретических знаний, практических умений и навыков, но и на развитие у детей фантазии, зрительного  восприятия, интеллектуального, эмоционального, нравственно-волевого и социально-личностного уровней.

Несмотря на сложности  2014-2015 учебного  года 65  % воспитанников, что составляет 1265 человек (по результатам справок) участвовали  в мероприятиях различного уровня:  муниципальном, краевом, всероссийском  и международном.

А эффективность и результативность выступлений от общего количества участвующих в конкурсных мероприятиях, составила 47,6% (603 обучающихся).

 

Уровень мероприятий

2014-2015

учебный год

 1 Международные 76
2 Всероссийские 157
3 Зональные (региональные) 21
4 Краевые 130
5 Районные 219
Итого 603

Призовые места

Количество

занятых мест

I места 202
II места 215
III места 186
Всего 603

Особенности реализации образовательной и воспитательной деятельности в 2014-2015 учебном году:

- отражала взаимосвязь конкретных условий с собственной нетрадиционной моделью организации обучения, воспитания и развития обучающихся;

- определяла взаимосвязь приоритетных направлений, целей и задач учреждения с позиции организационно-педагогического, кадрового и методического компонентов.

- сохраняла преемственность с программой развития прошлых лет;

- многопрофильность, т.е. предоставление широкого спектра образовательных услуг.

Результатами инновационной деятельности и профессионального развития педагогов Центра «Луч» является: индивидуальный стиль педагогической деятельности, наличие авторских программ, методик, технологий, методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура педагога. 

Инновационная  деятельность в Центре  позволяет реализовывать потенциальные возможности каждого педагога, максимально активизировать процесс усвоения методических идей и приемов; повышать профессиональную культуру педагогов; создавать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания дополнительного  образования; формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок.

Полученные результаты по итогам года:

- повысилось качество предоставления услуг дополнительного образования;

- сохранился контингент обучающихся;

- формировались устойчивые моральные взгляды и ценности обучающихся Центра (здоровый жизненный стиль, чувство патриотизма, экологическая культура, коммуникабельность, понимание семейных ценностей),  которые помогали самоопределяться, самореализовываться и адаптироваться в современных условиях;

- повысилась профессиональная компетентность, мастерство педагогических кадров, изучался и применялся лучший педагогический опыт, внедрялись инновации в образовательную деятельность;

- внедрялись эффективные формы организации занятости, оздоровления и отдыха детей в каникулярный период;

- развивалась инновационная деятельность педагогов через совершенствование и обновление программно-методического содержания дополнительного образования, его форм, методов и технологий;

- активизировалось участие родителей, социума в деятельности МБУ ДО «Центр «Луч».

 2. Организация образовательной и воспитательной деятельности  в 2015-2016 учебном году

Образовательная и воспитательная деятельность в МБУ ДО «Центр «Луч» строится с учетом  федеральных и региональных нормативных документов для учреждений дополнительного образования детей и внутренних локальных актов

Руководствуясь Законом «Об образовании в РФ», Приказом Министрерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (п.5 Р9) и Санитарными правилами (СанПиН 2.4.4.3172-14), утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г., при организации образовательной и воспитательной деятельности в Центре учебная нагрузка, режим занятости обучающихся и учебное расписание  составляется на основе данных рекомендаций.

На 2014-2015 год в Центре устанавливается следующий режим работы объединений, студий,  секций с учетом возраста детей  и годом их обучения.

Профили и отдельные виды деятельности

Число и продолжительность занятий
Предельная допустимая недельная нагрузка Максимальная продолжительность
дошкольник

7-10

лет

11-15 лет 16-18 лет

Дошк

льник

7-10

лет

11-15 лет 16-18 лет
1 Занятия техническим творчеством (автомоделирование,  техническое конструирование) 1-4ч 1-4ч 1-4ч 45 мин 45 мин 45 мин
2 Занятия с использованием компьютерной техники  1 ч 1- 2ч 1-3ч 1- 3ч 30 мин 45 мин 45 мин 45 мин
3 Художественная направленность:
Изобразительное искусство 1-4ч 1-6ч 1- 9ч 1- 9ч 30 мин 45 мин 45 мин 45 мин
Декоративно-прикладное творчество 1-4ч 1- 6ч 1- 9ч 1- 9ч 30 мин 45 мин 45 мин 45 мин
Музыкальные занятия 1-4ч 1-6ч 1- 9ч 1- 9ч 30 мин 45 мин 45 мин 45 мин
Хореографические занятия 1-4ч 1- 6ч 1- 9ч 1- 9ч 30 мин 45 мин 45 мин 45 мин
Театральные занятия 1-4ч 1- 6ч 1- 9ч 1- 9ч 30 мин 45 мин 45 мин 45 мин
4 Занятия в кружках туристско-краеведческой направленности 1-4ч 1-6ч 1-6ч 30 мин 45 мин 45 мин 45 мин
5 Занятия естественнонаучной направленности 1-4ч 1- 6ч 1- 6ч 30 мин 45 мин 45 мин 45 мин
6 Занятия физкультурно-спортивной направленности 1- 3ч 1- 6ч 1- 6ч 30 мин 45 мин 45 мин 45 мин
7 Занятия спортивно-танцевального профиля 1-4ч 1- 6ч 1- 9ч 1- 9ч 30 мин 45 мин 45 мин 45 мин
8 Занятия спортивно-оздоровительного профиля 1- 3ч 1-4ч 1- 6ч 1- 6ч 30 мин 45 мин 45 мин 45 мин
9 Занятия социально-педагогической направленности 1- 4ч 1-4ч 1- 6ч 1- 6ч 30 мин 45 мин 45 мин 45 мин
10 Предшкольное развитие 1- 12ч 30 мин

Начиная с 25 мая производится запись детей в коллективы. С этой целью педагоги проводили  широкую информационную и рекламную деятельность в Центре, школах района, в средствах массовой информации.

С 1 сентября по 15 сентября – в период комплектования учебных групп, когда  допускается  количество детей в учебных группах сверх норм, установленных программой и  совместные занятия групп для того, чтобы дети имели возможность определиться в выборе направления деятельности.

Учитывая естественный отсев обучающихся (переезд на новое место жительства, состояние здоровья, изменение режима занятий в общеобразовательных школах и пр.), педагоги могут проводить дополнительные наборы в группы второго, третьего и последующих годов обучения, если уровень знаний и умений ребенка соответствует требованиям данной образовательной программы.

Количественный состав групп определяется характером деятельности, психолого-физиологическими особенностями, психогигиеническими требованиями, санитарными   нормами (Приложение №1 к СанПиН 2.4.4.3172-14) и вместимостью помещений Центра, и отражен в образовательных программах. 

Профили и отдельные виды деятельности

Наполняемость
норматив

Предельно допустимая

для добора

1 год 2 год 3 год 1 год 2 год 3 год
1 Занятия техническим творчеством (автомоделирование,  техническое конструиров) 8 6 6 10 8 8
2 Занятия с использованием компьютерной техники 12-15 10-12 8-10 15 15 15
3 Художественная направленность:
Изобразительное искусство 12-15 10-12 8-10 17 15 12
Декоративно-прикладное творчество 12-15 10-12 8-10 17 15 12
Музыкальные занятия 20 15 12 25 20 15
Хореографические занятия 17 15 12 20 17 15
Театральные занятия 12-15 10-12 8-10 17 15 12
4 Занятия в кружках туристско-краеведческой направленности 12-15 10-12 8-10 17 15 12
5 Занятия естественнонаучной направленности 12-15 10-12 8-10 17 15 12
6 Занятия физкультурно-спортивной направленности 12-15 10-12 8-10 17 15 12
7 Занятия спортивно-танцевального профиля 17 15 12 20 17 15
8 Занятия спортивно-оздоровительного профиля 17 15 12 20 17 15
9 Занятия социально-педагогической направленности 12-15 10-12 8-10 20 17 15
10 Предшкольное развитие 12-15 12-15 12 18 17 14

Во время проведения занятий допускается деление на подгруппы или звенья, а также объединение двух или более групп в соответствие с особенностями предмета, учебными целями и задачами.  В период завершения учебного года (с 25 апреля и до конца мая), в связи с экзаменационным периодом и началом каникул в общеобразовательных учреждениях допускается проведение занятий переменным составом и объединение учебных групп.

В 2015-2016 учебном году Центр работает по  шестидневной рабочей неделе, учитывая:

- расписание занятий школ района;

- возраст детей и психогигиенические требования к занятиям;

- занятость кабинетов;

- потребности образовательной программы.

Занятия в учреждении начинаются с 1 сентября для обучающихся, занимающихся на базе Центра, с 15 сентября для обучающихся, занимающихся на базе школ района.

Учебный год заканчивается 29 мая 2016 года.

Продолжительность занятий 36 учебных недель.

   В период школьных каникул увеличивается объем свободного времени детей. Для полноценной и разнообразной организованной занятости детей содержание деятельности Центра дополняется мероприятиями воспитательной направленности.

  Более широко используются такие формы занятий, как  выездные, практические, экскурсионные и т.п. Проводятся праздники, выставки, творческие фестивали и конкурсы, концерты и др., как в рамках учебно-тематических планов, так и дополнительно. Главная задача – создать условия для максимального выявления и развития творческих способностей каждого ребенка, возможность проявить себя  в самых разнообразных видах деятельности, порой отличных от учебных занятий.

В период летних школьных каникул организуется:

  • работа студий для детей, не охваченных организованным отдыхом;
  • выездные мероприятия – экскурсии, походы, конкурсы, фестивали и т.д.
  • оздоровительные и профильные лагеря.

Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.

   Расписание занятий может корректироваться и изменяться в течение учебного года  на основании  письменного заявления педагога.

       Образовательную деятельность обеспечивает последовательность и непрерывность на всех этапах обучения, преемственность в решении задач формирования общей культуры обучающихся, адаптации их к жизни в социокультурной среде, укрепления здоровья, оказания помощи в получении допрофессиональной подготовки, воспитания потребности в здоровом образе жизни.

Традиционной формой организации образовательной деятельности  является учебное занятие. Допускается применение интегрированных занятий, основанных на связях различных областей знаний;

  • занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;
  • занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.;
  • занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, защита проекта;
  • занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др.
  • занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет, парламент и др.

3. Учебный план

Учебный план - основной документ,  определяющий планирование и организацию образовательной деятельности - определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания (образования) предмета по годам обучения в соответствии с программами, утвержденными методическим советом Центра.

Учебный план составляется на основе имеющегося программно-методического обеспечения. Являясь нормативным документом, учебный план регламентирует организацию и содержание образовательной деятельности, суммарное итоговое количество часов, указанное в нем, определяет финансирование Центра из бюджета Елизовского муниципального района.

Часы учебного плана используются на изучение предметов, на введение новых учебных курсов или модулей, проведение индивидуальных и групповых занятий.

 Учебный план на новый учебный год утверждается директором и согласуется с Управлением образования администрации Елизовского муниципального района.

        Учебный план определяет:

  1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы;
  2. Вид деятельности детского объединения;
  3. Наименование дополнительной общеобразовательной программы;
  4. ФИО педагога;
  5. Нагрузку педагога;
  6. Количество групп по годам обучения;
  7. Количество часов на каждую группу в неделю;
  8. Режим занятий;
  9. Возраст обучающихся;
  10. Общее количество обучающихся у педагога.

Сведения о дополнительных общеобразовательных  программах, реализуемых в МБОУ ДОД «Центр «Луч» в 2015-2016 учебном году

В 2015-2016 учебном году в Центре организована образовательная деятельность по следующим направленностям:

направленность
1

Естественнонаучная –

                           Физико-математическая школа

2 Техническая
3 Социально-педагогическая
Программы по общеразвивающему направлению
Школа эстетического воспитания
Комплексная программа «Мир вокруг нас»
Комплексная программа «Грамотей»
Комплексная программа «Журавушка»
4 Художественная
5 Физкультурно-спортивная
6 Туристско-краеведческая

Программно-методическое обеспечение в Центре рассматривается как определяющий ресурс образовательной деятельности. «Банк  образовательных» программ по направленностям насчитывает 48 программ, из них в 2015-2016 учебном году реализуются   17  модифицированных,   24 авторских (из них 4 комплексные и 2 модульные). Все они определяют многопрофильность  учреждения, каким является Центр «Луч».

         Образовательные программы педагогов направлены не только на обучение, характеризующееся приобретением теоретических знаний, практических умений и навыков, но и на развитие у детей фантазии, зрительного  восприятия, интеллектуального, эмоционального, нравственно-волевого и социально-личностного уровней.

       Программы отличаются друг от друга целеполаганием, содержанием деятельности, формами и приемами работы, ориентацией на возрастную группу, интересы и потребности обучающихся и их родителей.

        Освоение обучающимися программ ведется путем целенаправленной организации образовательной и воспитательной деятельности, выбора оптимальных форм, методов, средств обучения с использованием как классических методов, технологий, так и внедрением новых, соответствующих современным требованиям, дающих наиболее эффективные результаты.

        С учетом специфики каждой программы, возрастных особенностей обучающихся, на которые она рассчитана, устанавливаются сроки обучения в объединениях от 1 до 3 и более  лет.

     Дополнительные общеобразовательные  программы ориентированы на современные образовательные технологии и средства обучения. Содержание программ соответствует нормативным требованиям.

       По срокам обучения дополнительные общеобразовательные программы рассчитаны: до одного года, от года до двух, трех и более лет обучения. В соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей Минобрнауки России (от 11.12.2006 №06-1844), программой определены цели и задачи, возраст детей, сроки реализации программы, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов, содержание деятельности, методическое обеспечение.

 Все образовательные программы утверждены методическим советом. На методическом совете утверждаются так же новые и переработанные образовательные программы,  дополнения к программе, а так же утверждаются программы, допущенные к реализации в данном учебном году.

       Расчет учебных часов производится исходя из 36 недель.   Это обеспечивает выполнение учебно-тематического плана в полном объеме.

             К примеру, при работе с группой 4 часа в неделю (занятия проводятся два раза в неделю по два часа): 36 недель * на 4 часа = 144 часа в год. Т.е. фактически  продолжительность учебного года – 38-40 недель и, соответственно – это 152-160 часов, то есть разница составляет – 8 –16 часов. Этот резерв учебного времени используется на восполнение пропущенных занятий в  случаях совпадения дней занятий с государственными праздниками, болезнью педагога и т.п., или для организации  учебной и трудовой практики, на  повторение пройденного материала, выездные занятия, концертные выступления, экскурсии.

            Расчет часов учебно-тематического плана производится с помощью таблицы:

Количество учебных    часов в неделю Всего учебных часов в год
2 72
3 108
4 144
6 216
8 288
  1. Образовательная политика МБОУ ДОД «Центр «Луч»

в 2015-2016 учебном году

       Стратегия   развития образовательного учреждения требует внимательного подхода к организации образовательной и воспитательной деятельности.   МБОУ ДОД «Центр «Луч»   строит работу, исходя из запросов родителей, уровня развития детей, откликаясь на актуальные изменения в сфере дополнительного  образования, шагая в ногу с требованиями современного образования:

-   выявляя социальный заказ общества, родителей, детей к характеру и качеству педагогических услуг, реализуемых в системе дополнительного образования детей;

-       расширяя спектр программ практической направленности и  обеспечивающих успех в деловой жизни для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся;

-       разрабатывая и  реализуя  программы дополнительного образования, привлекательных для обучающихся среднего и старшего возраста и, обеспечивающих их занятость в свободное от учебы время;

-       расширяя возможности получения дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

-       активное осваивая и используя инновационные педагогические идеи для совершенствования содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей с учетом их возраста, вида объединения, особенностей социокультурного окружения;

-       используя разнообразные формы организации деятельности детей в дополнительном образовании (движения, проекты, игровые и досуговые программы, праздники,  лагеря,  научные общества, олимпиады и т.д.)

-       создавая условия для допрофессионального самоопределения обучающихся;
-       разрабатывая систему   оценки качества образования (аттестации) в МБУ ДО «Центр «Луч»;

-       осуществляя  психолого-логопедическое  сопровождение развития детей в МБУ ДО «Центр «Луч»;

-       повышая квалификацию педагогов и специалистов дополнительного образования.

     Реализуя общеобразовательную программу,деятельность педагогического коллектива МБУ ДО «Центр «Луч»  направлена насоздание образовательно - воспитательной среды, интегрирующей опыт и потенциал своего педагогического коллектива, других ОУ, обеспечивающей развитие детей и активизацию их познавательных интересов, формирование творчески растущей личности, содействие профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации и жизни в обществе, создание условий для освоения обучающимися социокультурных ценностей, развития их индивидуальных способностей; выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей.