ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

684000, Камчатский край, г.Елизово,

пер. Тимирязевский д.9

Luch_61@mail.ru

8(41531) 6-53-65

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

МЕНЮ

 

Питание обучающихся в МБУ ДО «Центр «Луч» не осуществляется, согласно вида деятельности учреждения.

Условия охраны здоровья обучающихся

"Программа реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе МБУ ДО  «Центр «Луч»

«Богатырское здоровье»

Пояснительная записка.

  В конституции РФ, статья 41, записано, что «каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».

  В Законе «Об образовании», статья 51, записано «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».

  В распоряжении Правительства РФ № 1756-Р от 29 декабря 2001 г. об утверждении Концепции модернизации российского образования  записано: «С целью обеспечения физического и психического здоровья учащихся будут пересмотрены и утверждены новые федеральные санитарные правила и нормы, учитывающие адаптивные возможности и мотивацию обучающихся».

  А что означает понятие «здоровье»? Как его определяет Всемирная организация здравоохранения, «здоровье» - это состояние полного, телесного, душевного и социального благополучия, а не только  отсутствие болезней и повреждений».

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

  Высокая цена здоровья определяется тем, что оно занимает самую верхнюю позицию в иерархии человеческих потребностей. Это обусловлено тем, что реализовать свой интеллектуальный, нравственный, физический и репродуктивный потенциал может только здоровый человек. Вот почему каждому человеку присуще желание быть здоровым и сильным, сохранять как можно дольше активность и достичь плодотворного долголетия.

  Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

  Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 45% времени его бодрствования (из расчёта – 11 часов бодрствования к 5 часам нахождения в школе). В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. По мнению ученных, наше здоровье зависит на 20 % от наследственности, на 20 % от окружающей среды, на 8-10 % от медицины и 50-55 % от образа жизни ( Лисицин Ю.П. и др 1996).

Поэтому здоровье подрастающего поколения является в настоящее время вопросом государственной важности. Эффективность воспитания и обучения детей  зависит от здоровья - важного фактора работоспособности и гармоничного развития молодого организма.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из ключевых направлений развития общего образования определено: «…здоровье школьников - одно из важных условий благополучия школы, её успешности на рынке образования». С учётом тех направлений, по которым развивается российская педагогика, можно с уверенностью сказать: «Успешными и востребованными будут те образовательные учреждения, которые обеспечат здоровье детей, используя здоровьесберегающие  педагогические технологии».

Система дополнительного образования  обладает рядом преимуществ по сравнению с общеобразовательной школой.

Во-первых, это мотивированность детей к занятиям в системе дополнительного образования – воспитанники осуществляют свободный выбор деятельности по интересам.

Во-вторых, объем количества учебных часов, реализуемых по дополнительным образовательным программам в дополнительном образовании  меньше чем в школе  (в зависимости от программы от 72 до 324 часов в год).

В-третьих, отход от классно-урочной системы позволяет использовать различные инновационные формы занятий, обеспечивающие максимальный комфорт воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Здоровьесберегающие технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности  учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Многолетний опыт работы в МБУ ДО  «Центр «Луч» в этом направлении стал основой  «Программы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе МБУ ДО  «Центр «Луч» - «Богатырское здоровье».

Цель программы состоит в том, чтобы способствовать сохранению здоровья детей,  формируя полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Задачи программы:

  1. Защитно-профилактическая - выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; ограничение предельного уровня учебной нагрузки; своевременное проведение ремонта учебных и вспомогательных помещений; инструктажи по технике безопасности; регулярный медицинский профосмотр педагогического и вспомогательного персонала и т.д.
  2. Учебно-воспитательная– научно-обоснованная, регламентированная, оптимально организованная учебно-воспитательная деятельность, (в том числе себя физкультурно-оздоровительная, экологическая, художественная, трудовая), которая должна способствовать формированию, сохранению укреплению здоровья воспитанников.
  3. Диагностическая - мониторинг, направленный на отслеживание уровня комфортности пребывания воспитанников на занятиях в Центре.
  4. Профилактическая и коррекционная –  профилактика отклонений в здоровье воспитанников.
  5. Научно-методическая – поиск, апробация и использование здоровьесберегающих методик и методов обучения.
  6. Информационно-просветительская -  пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация.

Нет какой-то одной уникальной технологии здоровья. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в МБУ ДО  «Центр «Луч», выделяются несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы:

Создание условий для сохранения физического здоровья детей

Виды техноло

гий

медико-гигиенические технологии (контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с рекомендациями СанПиНов); физкультурно-оздоровительные технологии (направлены на физическое развитие учащихся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты и т.п.); технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается  изучением курса ОБЖ в школе, инструктажами по ТБ, которые проводятся в Центре «Луч»);
Характер действия технологий

защитно-профилактические технологии,  направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий (выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; ограничение предельного уровня учебной нагрузки и т.д.);

компенсаторно-нейтрализующие технологии, направленные на восполнение недостатка того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализуещее негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным (физкультминутки и физкультпаузы, нейтрализующие неблагоприятное воздействие статичности учебных занятий, недостаточной физической нагрузки, эмоциональные разрядки, или «минутки покоя» и т.д.);
Создание условий для сохранения психического  здоровья детей

Виды техноло

гий

экологические  здоровьесберегающие технологии (создание гармоничных взаимоотношений с природой: воспитание у детей  любви к природе,  потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.д.);

здоровьесберегающие образовательные технологии (использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся).

Характер действия технологий

стимулирующие технологии, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния (физические нагрузки, приемы, помогающие вывести детей из состояния депрессии, уныния);

информационно-обучающие технологии, обеспечивающие учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья (образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их  родителям и педагогам).

Программа реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе МБУ ДО  «Центр «Луч» направлена на решение задачи формирования и укрепления здоровья детей.

  1. Организация защитно-профилактической работы. 
Содержание Сроки исполнения  Ответственный 
1 Организация и контроль предельного уровня учебной нагрузки; сентябрь  Цветкова Е.В.
2 Организация и контроль выполнения санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами (своевременное проведение ремонта учебных и вспомогательных помещений) май- октябрь Свечникова В.А.
3 Организация и контроль инструктажей по технике безопасности сентябрь, декабрь, март, май

Кириенко Т.Ж.

Свечникова В.А.

Пясталова И.Н.

Ужовенко Л.В.

4 Организация и контроль противопожарной безопасности Центра (проверка огнетушителей, пожарных рукавов, обеспечение схемами эвакуации, пожарной сигнализацией, разработка инструкций и т.д.) ежегодно  Свечникова В.А.
5 Организация и контроль за регулярным медицинским профосмотром педагогического и вспомогательного персонала октябрь Голубятникова А.О.
6 Комплекс мероприятий  по учебным тревогам (угрозе пожара, землетрясения т .д.) Зам директора по АХР Свечникова В.А.
7 Проведение инструктажей по технике безопасности с детьми (Правила поведения в Центре «Луч»,  техника безопасности при работе в различных объединениях). Руководители объединений

2. Организация учебно-воспитательной работы.

Основную часть времени пребывания в Центре ребенок проводит на занятиях.  Следовательно, от правильной организации занятия уровня его рациональности и технологии проведения во многом зависят функциональное состояние детей в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

В качестве основополагающих принципов учебно-воспитательной работы можно выделить:

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
  2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, активных методов и форм обучения.
  3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
  4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
  5. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящую в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
  6. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.
  7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
  8. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям в центре дополнительного образования.
  9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

    В области сохранения и укрепления здоровья выделяют следующие типы технологий, которые непосредственно используются педагогами нашего Центра:

Вид технологии Направленность технологии
Здоровьесберегающие создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в центре дополнительного образования, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований), соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка.
Оздоровительные направленные на решение задач укрепления физического здоровья воспитанников, повышение потенциала (ресурсов) здоровья. Физкультминутки, зарядка и т.д.
Технологии обучения здоровью гигиеническое обучение (правильное питание, уход за зубами), обучение жизненным навыкам (управление эмоциями, разрешение конфликтов и др.), профилактика травматизма, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание. Такие технологии реализуются путем включения соответствующих тем в профилактическую и коррекционную работу.
Воспитание культуры здоровья воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье, как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание.
экологические  здоровьесберегающие технологии создание гармоничных взаимоотношений с природой: воспитание у детей  любви к природе,  потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.д

                                           

Критерии оценки использования здоровьесберегающих технологий на занятиях в  МБУ ДО  «Центр «Луч».

Критерии здоровьесбережения Характеристика
Обстановка и гигиенические условия в кабинете Температура, свежесть воздуха, освещение и т.д. наличие бытовых комнат.
Количество видов учебной деятельности            Разнообразие видов учебной деятельности используемых на занятиях.
Смена двигательной активности детей на занятии Правильная посадка обучающегося, смена видов деятельности, возможность двигаться во время занятия.
Наличие, место, содержание и продолжительность на занятии моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Наличие мотивации деятельности обучающихся на занятии Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Конкурсы, выставки, соревнования, концерты и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на занятии. Элементы творчества.        

Взаимоотношение на занятии: педагог -  обучающийся (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей).
Эмоциональные разрядки на занятии       Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка и т.д.
Момент наступления утомления и снижения учебной активности Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности           
Использование игровых технологий на занятии Обеспечение психологической разгрузки
Участие детей в конкурсах, концертах, соревнованиях, олимпиадах и т.д. Поднятие самооценки ребенка, создание ситуации успеха.

Создание благоприятного психологического климата на занятии. Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт обучающихся во время занятия. С одной стороны решается задача предупреждения переутомления, а с другой появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание обучающегося выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной деятельности, уместный юмор или небольшие отступления — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Наши воспитанники приходят в кабинеты не со страхом получить замечание, а с желанием продолжить начатую работу, продемонстрировать свои знания и умения, получить новую информацию. В процессе такого занятия не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда обучающийся с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться выражать свою точку зрения.

Педагоги Центра поощряют стремление обучающихся к самоанализу, укрепляют уверенность детей в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность заметно повышается, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний и к более высоким результатам, а значит происходит личностный рост каждого ребенка.

3. Организация диагностической работы – мониторинг, направленный на отслеживание уровня комфортности пребывания воспитанников на занятиях в Центре. С 2010 года в Центре проводится мониторинг, нацеленный на получение обратной связи от детей, посещающих МБУ ДО  «Центр «Луч», учет  их уровня комфортности пребывания в Центре.

Данный мониторинг  позволяет Центру наблюдать себя и складывать суждения о своем состоянии, а так же  позволяет расставить акценты и приоритеты в образовательном процессе Центра.

Для решения этой задачи была налажена система сбора и обработки данных, своевременно и в достаточной степени полно отражающих состояние уровня комфортности пребывания в Центре воспитанников МБУ ДО  «Центр «Луч».  Мониторинг был разработан в 2010 году. По итогам его апробации, в том же 2010 г. он был реализован в 7 объединениях Центра. С 2011 года мониторинг стал постоянным и проводится два раза в год в октябре-ноябре и в апреле-мае текущего учебного года.

Основной формой мониторинга является анкетирование. В ходе мониторинга были опрощены учащиеся основных направлений работы Центра:

- эколого-натуралистического отдела;

- родители учащихся школы эстетического воспитания;

- физико-математической  школы;

- спортивно-технического направления;

- художественного направления;

- декоративно-прикладного творчества;

- социально-педагогического направленяе;

-спортивно-оздоровительного направления.

Раздел Год
2014- 2015 2015-2016 2016-2017
Начало Конец Начало Конец Начало Конец
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
1 Количество анкет 165 193 184 252
2 Мотивация воспитанников:
развивают мои способности 114 30 143 30 144 35 169 31.3
мне интересно заниматься  114 30 137 28 129 31.5 183 34
мне это пригодится в будущем 99 26 129 27 90 22 115 21
затрудняюсь ответить  3 1 6 1.3 2 0.5 7 1.3
улучшилась успеваемость в школе 46 12 65 13 42 10 64 12
свой вариант 3 1 3 0.7 2 05 2 0.4
3 Комфортность пребывания в Центре:
Меня привлекает педагог моего объединения 88 53 85 44 109 63 131 58
После занятий у меня хорошее настроение и самочувствие 112 68 121 63 102 59 134 60
Я чувствую себя успешным и нужным 75 45 86 45 79 46 89 40
Я уверен(а) в Центре все педагоги хорошо ко мне относятся 46 28 58 30 53 31 52 23
Мне нравится заниматься с ребятами из нашей группы 109 66 127 66 115 66 139 62
Свой вариант 7 1 14 1 19 19 8 4

Из представленных выше таблицы и диаграмм видно, что 75% учащихся посещают Центр «Луч» потому что им интересно заниматься.

Высококвалифицированные, чуткие, отзывчивые педагоги Центра (меня привлекает педагог моего объединения - 52%), наличие коллективов внутри объединений (мне интересно заниматься с ребятами из нашей группы - 55%) способствуют созданию ситуации успеха для многих детей (я чувствую себя успешным и нужным - 35%), и создают условия для сохранения как физического, так и психического здоровья детей - наши учащиеся (53%) отмечают, что после занятий у них хорошее настроение и самочувствие.

  1. Организация профилактической и коррекционной работы.

Включает в себя  профилактику здоровья воспитанников. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Сюда же можно отнести профилактику детского травматизма, несчастных случаев, дивиантного поведения, связанных с неправильным поведением ребенка в различных ситуациях.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Название

технологии

Определение

Особенности методики

проведения

Возрастная

категория

Физкультурная

минутка

Динамическая пауза для профилактики

переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз дыхательной гимнастики и т. п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2-3 мин.

Все

группы

Приложение №1.

Пальчиковая

гимнастика

Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук. Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами.

группы детей 6-7 лет

Артикуляционная

гимнастика

Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти. Рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х лет. Результативна только при качественном ее выполнении.

С 3-х лет. Группы ШЭВ

Гимнастика для глаз

Упражнения для снятия глазного напряжения.

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал и показ педагога

Со всеми группами

Приложение №2.

Дыхательная гимнастика Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Все группы
Релаксация Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление) В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Все группы

Технологии эстетической направленности Эмоциональное благополучие ребенка Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Группы художественного и декоравно-прикладного творчества

Коррекционные технологии

Название

технологии

Определение

Особенности методики

проведения

Возрастная

категория

Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо  это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

  дети в возрасте 6-7 лет

Технологии воздействия цветом Особое внимание цветовой гамме интерьеров помещений. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Все группы

4. Организация научно-методической работы.

 Научно методическая работа заключается во внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка методик, методов обучения.

Содержание Сроки исполнения  Ответственный 
1 Проведение семинаров по изучению здоровьесберегающих технологий в течение года

Цветкова Е.В.

Пясталова И.Н.

2 Самообразование педагогов в течение года
3 Курсы повышения квалификации при КГОУДОВ «Институт повышения квалификации» в течение года Цветкова Е.В.
  1. Организация информационно-просветительской работы.

Основана на пропаганде здорового образа жизни, наглядной агитации, консультациям по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

Содержание Сроки исполнения  Ответственный 
1 Месячник «Безопасности дорожного движения». в течение года Ужовенко Л.В.
2 Профилактические беседы с детьми. в течение года Педагоги Центра
3 Конкурс рисунков о безопасности дорожного движения. в течение года Ужовенко Л.В.
4 Оформление стендов по безопасности дорожного движения для родителей и детей. в течение года Пикулина Т.Г.
5 Беседы с родителями. в течение года Все педагоги Центра.

Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное значение. И это нужно осознавать.

Система охраны здоровья учащихся – многоплановая проблема, где  использование здоровьесберегающих педагогических технологий  должно занимать достойное место. Арсенал используемых здоровьесберегающих технологий требует постоянного их обновления, повышения педагогического мастерства их использования и должен служить на благо сохранения здоровья учащихся и повышение качества образования. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий необходимо проводить последовательно, с учетом особенностей и специфики образовательного учреждения. Уместно будет отметить, что здоровьесбережение не только цель, но и важное средство достижения высокой эффективности образования и воспитания. Именно поэтому  с раннего возраста детям необходимо прививать желание неустанно работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самим себе.

Работа Центра, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие технологии.

Наше будущее напрямую зависит от здоровья детей, поскольку именно они будут строить новый мир, в котором нам с вами предстоит жить.

Приложение №1.

Упражнения для глаз.

Из опыта работы педагогов Вира Н.И., Исупова А.В., Ершова О.В.

Ах, как долго мы играли

Ах, как долго мы играли,

                        Глазки у ребят устали (поморгать глазами)

                                    Посмотрите все в окно, (посмотрите влево - вправо)

                        Ах, как солнце высоко. (посмотреть вверх)

                                 Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)

В зале радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

(посмотреть по дуге вверх – вправо и вверх – влево)

Вправо, влево повернем,

                        А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Простые, доступные упражнения

  1. Закройте глаза и осторожно помассируйте нижние и верхние веки в направлении от внутреннего к внешнему краю глаз.
  2. Поморгайте полминуты, быстро сжимая – разжимая веки
  3. Направьте свой взгляд на точку между бровями, затем на кончик носа.
  4. Не поворачивая головы, посмотрите влево, вправо, вниз, вверх. Затем влево – вниз, вправо – вверх, влево – вверх, вправо – вниз.
  5. Десять раз вращайте глазами по часовой стрелке. Затем – против часовой стрелки. То же самое повторите с закрытыми глазами.
  6. Посмотрите на свой палец, поднесенный к глазам. Переведите взгляд вдаль. Повторите несколько раз. Теперь то отдаляйте, то приближайте палец и следите за ним глазами.
  7. Смотрите перед собой, то закрывая глаза ладонями, то широко открывая.
  8. Перед закатом, когда солнцу до земли остается пройти один диск, посмотрите на солнце – сначала справа от него, затем слева и так несколько раз, пока оно не скроется. Это хорошая стимуляция сетчатки.
  9. Почаще смотрите на огонь (костер, печка, свеча), наблюдайте за текущей водой.

Гимнастика для глаз

  1. LOOKLEFT, RIGHT
  2. LOOK UP, LOOK DOWN
  3. LOOK AROUND.
  4. LOOK AT YOUR NOSE.
  5. LOOK AT THAT ROSE.
  6. CLOSE YOUR EYES.
  7. OPEN, WINK AND SMILE.

Приложение №2.

Упражнения на профилактику плоскостопия.

Балерина

Сидя на стульчике, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.

Веселые ножки

Выполнять сидя. Выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ногой.

Медвежонок

Стоя. Ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутренней. Руки на поясе.

Мыши

На носочках ходят мыши,

Так, чтоб кот их не услышал.

На пляже

Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже.

Нарисуй кружок

Ребята выполняют круговые движения в одну и в другую стороны большими пальцами ног.

Цапля

Стоя. Ходьба на носках. Спина прямая.

Приложение №3.

Упражнения на правильную осанку.

Осанка – превратившаяся в стойкую привычку манера держать свое тело. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержание уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующее задание на дом.

         Задачи:

         - научить учеников заботиться о правильном положении тела;

         - координация движений;

         - правильное сочетание движений с дыханием.

Мы проверили осанку

                   Мы проверили осанку

                   И свели лопатки.

         (Ходьба на месте)

                  Мы походим на носках,

         (Ходьба на носках)

                   А потом на пятках.

         (Ходьба на пятках)

                   Мы идем, как все ребята,

                   И как мишка косолапый.

         (Ходьба на внешнем своде стопы)

                   Потом быстрее мы пойдем

                   И после к бегу перейдем.

         (Бег на месте)

         После всех выполненных заданий подходить к стене и все время проверять положение тела (затылок, лопатки, ягодица, икроножные мышцы соприкасались к стенке).

Упражнения, корректирующиеосанку

Initial position: put your legs aside, put your hands over the head.
1–5 – make circular motions with your body to the right;
5–6 – make circular motions to the left;
7–8 – put your hands down and shake them.
Repeat 4–6 times. The pace is medium.

Приложение №4.

Физкультминутки из опыта работы социально-педагогического отдела «TeddyBear» и «Давайте поздороваемся как жители разных стран».

TEDDY BEAR

TEDDY BEAR, TEDDY BEAR,

TURN AROUND.

TEDDY BEAR, TEDDY BEAR,

TOUCH THE GROUND.

TEDDY BEAR, TEDDY BEAR,

SWITCH OFF THE LIGHT

TEDDY BEAR, TEDDY BEAR,

SAY “GOODNIGHT”.

ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ КАК ЖИТЕЛИ РАЗНЫХ СТРАН

В России – пожимают друг другу руки (учащиеся повторяют указанные действия), в Италии - горячо обнимаются. В Бразилии – хлопают друг друга по плечу, в Зимбабве – трутся спинами, в Македонии – здороваются локтями, в Никарагуа – касаются плечами. В Новой Зеландии народы маори касаются при встрече носами. У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока незнакомец не приблизится и не заметит вас. А до чего красив ритуал приветствия в некоторых североафриканских государствах: там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это означает: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.

Виды физкультминуток:

1) Музыкально – танцевальные физкультминутки, когда учащиеся поют песню на английском языке и исполняют под песню различные движения.

COME ALONG AND JOIN OUR CIRCLE.

PUT OUT YOUR HANDS AND MAKE A CIRCLE.

STEP TO THE RIGHT AND SING!

STEP TO THE RIGHT AND SING, SING, SING!

NOW MAKE PAIRS WITH ARMS CROSSED OVER.

MAKE UP A PAIR WITH ARMS CROSSED OVER.

NOW ALL TOGHETHER SWING!

NOW ALL TOGHETHER SWING, SWING, SWING!

2)Физкультминуткидляулучшениямозговогокровообращения

Initial position: sitting on the chair.
1 – bend your head right;
2 – initial position;
3 – bend your head left;
4 – initial position;
5 – turn your head forward, don’t raise your shoulders;
6 – initial position. Repeat 3–4 times. The pace is slow.

3) Физкультминуткидлямобилизациивнимания

HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.

HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.

AND EYES, AND EARS, AND MOUTH, AND NOSE.

HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.

Приложение №5.

Различные виды гимнастик и упражнений,  применяемых  социально-педагогическом отделе.

4) Гимнастика для слуха

Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и, кроме того, плодотворно воздействуют на органы зрения.

Clap your hands once, when you hear the short sound [I]: big, teacher, six, sit, bee, tree, giraffe

Clap your hands twice, when you hear the sound [e]: bed, bat, black, seven, ten, cat, pen, hat

Say «yes», when you hear words starting with the sound [s]: snake, smile, cat, six, seven, she

5) Дыхательная гимнастика способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.

Упражнение «Шарик».
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».

6) Артикуляционно–мимическая гимнастика

Данные упражнения помогают создать благоприятный фон для выработки точных и координированных движений, нужных для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Данный вид гимнастики проводится на каждом заниятии.. При выполнении данных упражнений важным условием является правильная осанка.

7) Пальчиковые игры – это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений. Сюжетная канва игры, иллюстрированная, несомненно, движением пальцев, способствует снятию усталости, повышению работоспособности и концентрации внимания. С помощью пальчиковых игр можно отрабатывать фонетику, грамматику и новые лексические единицы. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. «Ум ребенка находится на кончике пальцев», говорил В.А.Сухомлинский.В английском фольклоре каждый палец руки, как уважающий себя джентльмен, имеет собственное имя. Это имя одновременно является характеристикой пальца, определяющей его возможности.

Petter-Pointer — Питер-указка (указательный палец).
Tobby-Tall — Длинный Тоби (средний палец).

Rubby-Ring — Руби с кольцом (безымянный).

Baby-Small — Малютка (мизинчик).

Tommy-Thumb — Большой Том, «Сам» (большой палец).

Во многих пальчиковых играх пальцы по очереди выкликаются по именам. Эти игры преследуют задачу заставить каждый пальчик детской руки двигаться отдельно от других пальцев.
                    Petter-Pointer, Petter-Pointer,
                           Where are you?
                      Here are I am, here are I am.
                          How do you do?

На слова третьей строки палец «выскакивает» из кулачка. Затем речь идёт о другом пальце.

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 - 28
  2. Ежов В. В. Здоровье сберегающая среда в условиях личностно-ориентированного подхода.
  3. Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.
  4. Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.
  5. Кудряшова Н.И.. Лечение глиной. – М.: издатель Евгений Ващук, 1996.
  6. Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
  7. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
  8. Соковня- Семенова И.И.. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999.
  9. Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.
  10. Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М. – Л.

    

© 2024. Официальный сайт МБУ ДО "Центр"Луч"