Творческое мышление, самостоятельность в принятии решений, инициативность – именно этими качествами должен обладать успешный человек XXI века, именно это диктует нам общество. Современные школы обладают всеми возможностями, чтобы развивать у учащихся такие качества, потому что программа модернизации образования в Российской Федерации ориентирована не только на усвоение каждым школьником определенной суммы знаний, но в первую очередь на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей, творческой самореализации, на мотивацию и установку профессионального выбора, на социальную адаптацию учащихся. Одним из методов достижения поставленных обществом целей является организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения.
Исследовательская работа направлена на сотрудничество учащегося и педагога, развитие творческих способностей, расширение научной базы, подталкивает на определение будущей профессии и формирует первые профессиональные умения. При выполнении исследовательской работы решаются несколько важных задач: практические, общественно-значимые задачи, происходит самореализация личности.
26 ноября в МБУ ДО «Центр «Луч» в целях поддержки талантливой молодежи прошла муниципальная научно-практическая выставка-конференция детских исследовательских работ «Первые шаги в науку».
Задача участников – это представление своих работ в виде экспонатов собственной выставочной экспозиции. Каждому участнику предоставлялось рабочее место на экспозиционной площадке. Конференция проводилась в форме представления и защиты проектов в формате стендового доклада. В течение 3-х часов участники демонстрировали выставочный материал и отвечали на вопросы экспертов.
Все работы делились на два основных блока: социальный, образовательный проект и научно-исследовательский проект. Работы коснулись разных областей науки и сфер общества: биология, экология, экономика, математика, технология, образование, художественно-литературное творчество, история, обществознание, физика, лингвистика. Некоторые проекты сочетали в себе, на первый взгляд, несовместимое: точные науки и искусство («Математика в танце», Протасова Василиса), естественные науки и литература («Физические ошибки в русских сказках», Голубцова Дарья), литература и математика («Математика в устном народном творчестве», Потапов Владислав), естественные науки и спорт («Наука и футбол», Бирюков Илья).
Экспертный совет составляли педагоги: Бородина Н.Н., Петренко О.А., Юн И.Ю., Кириллова А.И., Мишакина Н.Р., Лапина А.Ю., Исрапилов Д.И., Царенко С.Н. Членам совета следовало оценивать участников по следующим критериям: актуальность решаемой проектом проблемы; полнота и системность проведенного анализа проблемного поля; уместность результатов работы для решения сформулированной проблемы; оригинальность предложенного решения; практическая значимость и перспективность решения; новизна решений; качество выставочной работы и тд.
Итогом выставки-конференции стало награждение участников.
В номинации «Лучший социальный, образовательный проект» среди 5-8 классов первым стал проект Ячменева Романа и Груздевой Екатерины «Книга «Летопись нашего класса». Проекты «Сити-ферма» Грибовой Анны и Таранущенко Анастасии (5-8 классы) и «Посади елочку – вырасти добро» Степаненко Дарьи (9-11 классы) заняли II место. А третьими стали Бакланова Валерия (2-4 классы) «Планета будущего (утопический проект)» и Черненко Егор (5-8 классы) «Отношение подростков к профессии педагога».
В номинации «Лучший научно-исследовательский проект» места распределились следющим образом:
– среди 2-4 классов:
I – Бернер Наалья «Первоцветы в окрестностях поселка Термального»;
I – Протасова Василиса «Математика в танце»;
– среди 5-8 классов:
I – Потапов Владислав «Математика в устном народном творчестве»;
I – Аюева Диана, Екимова Ангелина, Мейлах Валерия, Тархина Елена «Геоэкологический Мониторинг состояния окружающей среды п. Николаевка в 2022 г.»;
II – Гурьев Егор «История России - история моей семьи. Награды ВОВ»;
II – Бирюков Илья «Наука и футбол»;
II – Губина Ангелина «Особенности произрастания папоротника многоножка сибирская»;
III – Вишневская Анастасия «Загадочный и удивительный лист Мебиуса»;
III – Бэнэдэк Захар «Жаргонизмы в рекламном тексте»;
III – Конищева Мария «Любка камчатская в окрестностях Термального и Паратунки»;
– среди 9-11 классов:
I – Голубцова Дарья «Физические ошибки в русских сказках»;
I – Погорелый Иван «Methods of memorizing English words»;
I – Игнатьева Екатерина «Вредители лиственницы»;
II – Игнатьева Мария «Определения чистоты воды с помощью инфузорий»;
II – Иридекова Диана, Кудрявцев Павел «Катынь-Буча. Попытки дескредитации СССР и России в XX- XXI вв.»;
II – Чебурина Ангелина «Окказиомализмы в произведениях Джоан Роулинг»;
III – Короткова Алина, Майборода Софья «Средневековые замки, как фортефикационные сооружения»;
III – Игнатьева Арина «Особенности поведения черно-бурых лис, живущих в неволе»;
III – Куценко Артем «Великие российские ученые и их роль в развитии цивилизации»;
III – Королёва Яна «Панно «Цветы».
Для некоторых участников выступление на мероприятии такого формата стало новшеством, а кто-то уже не один раз пробовал свои силы на подобных конференция. Но в любом случае, все ребята достойно выступили и показали свои творческие умения и научные знания. Желаем всем продолжать свой путь в проектной деятельности, тем самым прославлять свою школу, Елизовский район и Камчатский край!
Байчеркесова Сабина Равилевна