Средстваобученияивоспитания— этообъекты, созданныечеловеком, атакжепредметыестественнойприроды, используемыевобразовательномпроцессевкачественосителейучебнойинформациииинструментадеятельностипедагогаиобучающихсядлядостиженияпоставленныхцелейобучения,воспитанияиразвития.
Общепринятаясовременнаятипологияподразделяетсредстваобученияивоспитаниянаследующиевиды:
- Печатные (учебникииучебныепособия, книгидлячтения, хрестоматии, рабочиететради, атласы, раздаточныйматериал)
- Электронныеобразовательныересурсы (образовательныемультимедиамультимедийныеучебники, сетевыеобразовательныересурсы, мультимедийныеуниверсальныеэнциклопедии)
- Аудиовизуальные (слайды, слайд– фильмы, видеофильмыобразовательные, учебныекинофильмы, учебныефильмынацифровыхносителях)
- Наглядныеплоскостные (плакаты, картынастенные, иллюстрациинастенные, магнитныедоски)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, моделивразрезе, моделидемонстрационные)
- Учебныеприборы (компас, барометр, колбыит.д.)
- Тренажерыиспортивноеоборудование.
Общаядидактическаярольсредствобучения
Средстваобучениянарядусживымсловомпедагогаявляютсяважнымкомпонентомобразовательногопроцессаиэлементомучебно-материальнойбазылюбогообразовательногоучреждения. Являяськомпонентомучебно-воспитательногопроцесса, средстваобученияоказываютбольшоевлияниенавседругиеегокомпоненты —цели, содержание, формы, методы.
Наиболееэффективноевоздействиенаобучающихсяоказываютсовременныеаудиовизуальныеимультимедийныесредстваобучения (электронныеобразовательныересурсы). Аудиовизуальныесредства, атакжесредствамультимедиаявляютсянаиболееэффективнымсредствомобученияивоспитания. Термином multimedia (чтовпеpеводесанглийскогоозначает«многосpедность») опpеделяетсяинфоpмационнаятехнологиянаосновепpогpаммно–аппаpатногокомплекса, имеющегоядpоввидекомпьютеpасосpедствамиподключениякнемуаудио- ивидеотехники. МультимедиатехнологияпозволяетобеспечитьпpирешениизадачавтоматизацииинтеллектуальнойдеятельностиобъединениевозможностейЭВМстpадиционнымидлянашеговоспpиятиясредствамипpедставлениязвуковойивидеоинфоpмации, длясинтезатpехстихий (звука, текстаигpафики, живоговидео).
Принципыиспользованиясредствобучения
- учетвозрастныхипсихологическихособенностейобучающихся
- гармоничноеиспользованиеразнообразныхсредствобучения: традиционныхисовременныхдлякомплексного, целенаправленноговоздействиянаэмоции, сознание, поведениеребёнкачерезвизуальную, аудиальную, кинестетическуюсистемывосприятиявобразовательныхцелях
- учетдидактическихцелейипринциповдидактики (принципанаглядности, доступностиит.д.)
- сотворчествопедагогаиобучающегося
- приоритетправилбезопасностивиспользованиисредствобучения.
Развитиесредствобучениявсовременнойшколе (среднейобщейипрофессиональной) определяетсяобщимразвитиемучебнойтехники. Появлениеинтерактивныхдосок, компьютернойтехники, новейшихсредстввоспроизведенияцифровыхносителей, развитиесетиИнтернетвобразовательныхучрежденияхсильноизменилоитребованиякразработкесредствобучения. ПодключениеврамкахПриоритетногонациональногопроекта«Образование»в 2006-2007 годахобщеобразовательныхучрежденийксетиИнтернетпотребовалоускоритьпополнениеобразовательныхинтернет–ресурсовиактуализироватьвесьарсеналсредствобучения. Однойиззадачсовременнойдидактикиявляетсяиспользованиепотенциаласредствдоставкииучебнойтехникивиспользованиисредствобучения.