ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

684000, Камчатский край, г.Елизово,

пер. Тимирязевский д.9

Luch_61@mail.ru

8(41531) 6-53-65

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

МЕНЮ
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Комплекс занятий

 по изготовлению сложной композиции

Составитель:

Педагог дополнительного образования,

Исупова Александра Валерьевна

г. Елизово

2011 г.

Пояснительная записка.

История лепки изделий из соленого теста берет свое начало из глубокой древности, с момента изготовления оберегов. Лепка из доступного и экологически чистого материала вновь вошла в моду и быстро приобрела популярность.

Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. К тому же все необходимые материалы легкодоступны. И соль, и мука, и вода – всегда под рукой.

Комок теста дает ощущение чего-то живого, лепка вызывает самые приятные чувства. А что еще нужно для радости и счастья, если не умение творить.

За время работы в ЦДОД «Луч» в мастерской «Тестопластика» мною был накоплен большой опыт обучения детей созданию сложных композиций из соленого теста.

Композиция (от латинского composito) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – построение художественного  произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

В процессе работы над сложными композициями дети думают, фантазируют, изобретают, реализуют свои творческие замыслы и анализируют их результаты. А еще они учатся любить окружающий мир; и жить в гармонии с ним.

Камчатка – удивительный по своей природной красоте край, и все, кто когда-либо побывал здесь, влюбляются в этот удивительный чарующий полуостров.

Коряки – древнейший коренной народ, который и сейчас населяет полуостров Камчатка. Это оленеводы севера.

Жизнь оленных коряков с давних времен связана с домашними оленями, которые не только обеспечивали людей пищей и одеждой, но делали возможным перевозку яранги, домашнего скарба и припасов. Обычаи оленных коряков также отражали основные моменты хозяйственного оленеводческого цикла.

На данных занятиях учащиеся углубят свои знания о древнем коренном  народе  Камчатки -  коряках, познакомятся  с их историей,  бытом. Научатся  изготавливать сложную композицию «Люди и олени».

Разработка предназначена  для  педагогов  дополнительного образования и преподавателей  изобразительной  деятельности, работающих с  детьми 9-11 лет. Является  приложением к  программе «Тестопластика»(2 год обучения).

Изготовление сложной композиции «Люди  и олени».

Цель: научить изготавливать сложную композицию из соленого теста «Люди и олени».

Задачи:

1.Образовательные:

-       знакомить с историей возникновения оленеводства у коряков, бытом и культурой этих людей;

-       закреплять и совершенствовать приобретенные знания, умения и навыки по изготовлению изделий из соленого теста;

-       пополнить словарный запас детей новыми словами;

-       учить создавать сложные композиции.

2. Развивающие:

-       развивать мышление, творческое воображение и фантазию детей;

-       развивать мелкую моторику рук;

-       расширять кругозор учащихся;

3. Воспитательные

-       повышать мотивацию детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством – лепке из соленого теста;

-       воспитывать любовь к родному краю, уважение к истории коренного малочисленного народа Камчатки – корякам;

Тип занятия: изучение нового материала и совершенствование знаний, умений и навыков.

Вид занятия: типовое, продолжительность 9 учебных часов.

Год обучения: второй (программа «Тестопластика» рассчитана на два учебных года).

Возраст обучающихся: 9-11 лет.

Подготовительный период.

Чтобы занятие по созданию сложной композиции из соленого теста прошли успешно, необходимо, чтобы ему предшествовал подготовительный этап. Это позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, а так же сформировать образы. Для этой цели  используются беседы, чтение рассказов о коренных народах Камчатки, рассматривание иллюстраций, экскурсии в музей.

Непосредственно, перед тем, как приступить к изготовлению композиции, учащимся необходимо основные приемы лепки, свойства соленого теста. Они должны уметь пользоваться инструментами, а так же подручными средствами для работы с соленым тестом.

При подборе темы для композиции следует учитывать возрастные особенности учащихся.

Для изготовления сложной композиции понадобятся:

  1. Наглядные пособия:
  • иллюстрация с изображением стойбища оленных коряков (см. Приложение№1);
  • иллюстрация с изображением корякской яранги (см. Приложение№2);
  • иллюстрация с изображением оленя запряженного в нарту (см. Приложение №3);
  • иллюстрации с изображением национальной корякской одежды (см.Прил. №4) 
  • репродукции рисунков детей Корякии (см. Приложение№5).
  1. Инструменты и материалы:
  • стеки различной конфигурации, графитные карандаши, ластики, кисти художественные (№1-5), кисти клеевые, ножницы, стержни для шариковых ручек, чесноковыжималка.
  • соленое тесто, альбомные листы, листы белой плотной бумаги для фона (формат А3), плотный картон (формат А3), краски (гуашь, акварель), клей ПВА - М, клей «Мастер».
  1. Оборудование:
  • подставки под инструменты, емкость для воды, салфетки для промачивания кистей, палитры.

Обучение проводится в двух направлениях:

  1. Усвоение теоретических знаний.
  2. Формирование практических навыков.

Основной этап.

Основной этап – это выполнение практической работы. Включает в себя планирование, выполнение и оценку работы.

Изготовление сложной композиции «Люди и олени» осуществляется в течение 9 учебных часов (три занятия по 3 учебных часа).

План занятий.

№ занятия Тема занятия Количество учебных часов
1 Изготовление эскизов сложной композиции. 1
2 Лепка деталей композиции. 1
3 Лепка деталей композиции. 1
4 Роспись деталей композиции. 1
5 Роспись деталей композиции. 1
6 Роспись деталей композиции. 1
7 Изготовление фона сложной композиции. 1
8 Изготовление фона сложной композиции. 1
9 Сборка изделия. 1

Специальные термины

Аппликация – способ создания  орнаментов путем нашивания на ткань, кожу и т.п. разноцветных кусочков,  какого – либо материала  другого цвета или выделки.

Важенка – самка  оленя.

Конайты - меховые штаны  коряков.

Кухлянка – глухая  меховая, рубашечного типа одежда  у коряков.

Малахай – традиционный  головной  убор коряков.

Торбаса – традиционная  обувь коряков.

Содержание занятий по созданию сложной  композиции

«Люди и олени»

Занятие  №1.

Тема: Изготовление эскизов сложной  композиции.

Раздаточный материал(в расчете на одного человека):

  • Альбомный лист
  • Простой графитный карандаш
  • Ластик

План занятия:

  1. Рассказ
  2. Практическая работа: изготовление эскиза в  карандаше.

Ход занятия:

  1. Рассказ

     Коряки – древний  народ Камчатки. Название «коряк» не  является самоназванием народа. Оно было дано русскими от искаженного «кор», означающего «олень». У самих же  коряков не было собственного общего названия. Оленные коряки называли себя чавчувены, а  морские  коряки – нымыланы, что означало «жители деревни». Оленные коряки кочевали пешком, в  зависимости от времени года передвигались к  тундровым пастбищам, и стойбища обычно располагали возле рек, богатых рыбой.

Педагог показывает учащимся иллюстрацию с изображением  стойбища оленных коряков (см. Приложение №1), а также иллюстрацию с  изображением корякской яранги (см. Приложение №2).

     Жилище оленных коряков называется – яранга. Состояло оно из каркаса (остов) – это деревянные шесты связанные крепкими ремнями. Остов корякской яранги был очень прочен и способен выдержать сильнейший ветер. Ремни, связывающие деревянные части её, делали ярангу гибкой и эластичной. Покрышка яранги состояла из сшитых вместе оленьих шкур, шерстью наружу. Легкие ездовые санки, когда они не использовались, привязывались на крыше, прижимая, таким образом, покрышку к остову. В одной яранге могло жить несколько семей.

     Как же  зародилось оленеводство у коряков?

     Дело в том, что приморские жители, в годы, когда рыбная ловля была неудачна, снаряжали свои экспедиции в поисках зверя вглубь полуострова. Продолжительное пребывание отдельных охотников, а иногда и целых партий охотников в глубине полуострова вело к приручению диких оленей или к приобретению уже прирученных оленей у соседских племён.

     Домашний олень обеспечил людей  пищей, одеждой, а так же оказался более удобным упряжным животным, чем собака.

     Педагог демонстрирует иллюстрацию с изображением оленя запряженного в нарту(см. Приложение №3).

     Олень сам находил себе пищу, тогда как собакам нужен был запас рыбы, который в некоторых районах полуострова, в особенности в горах, обеспечить нельзя. Но зато олени заставляли своих хозяев вести кочевой образ жизни в поисках пастбищ, и таким образом более или менее оседлое население приморских и речных районов  превратилось в  кочевое.

     Как уже  было сказано ранее, домашний олень обеспечил коряков одеждой. Она делалась из оленьих шкур, а шкуры других животных(собаки, лисицы и др.) служили обычно для отделки и украшения одежды.

     Педагог показывает иллюстрации с изображением национальной корякской одежды(см. Прниложение№4).

     В основном корякский костюм состоял из: кухлянки – глухой меховой одежды рубашечного типа(кухлянки носили женщины, мужчины и дети. Мужские, были короче женских. Часто кухлянки шили с капюшонами). Мужчины и мальчики носили канайты – меховые штаны, а женщины и девочки одевали сначала меховой комбинезон, а затем поверх, кухлянку.

     Головным убором служил – малахай(шапка сшитая из оленьей шкуры, часто украшалась собачьими или волчьими лапами, бисером, мехом других животных).

     Торбаса – меховые сапоги из шкуры оленя. Украшались меховой аппликацией, бисером.  Мотивы орнамента в корякской одежде возникали на основе повторения природных элементов – оленьих рогов, крылышек птиц, головок зверей, копытец. Также имел место геометрический орнамент.

     «Олень - жизнь» - так могли бы сказать коряки про это красивое, сильное, благородное животное, которое дало им пищу, одежду, жилье и многое другое.

     У коряков было много обрядов посвященных оленю. Например, когда рождался ребенок(независимо от того, кто родился) оленеводы клеймили одного или нескольких оленей, преимущественно важенок(самок оленя). Приплод от них считался собственностью ребенка.

     Климат, в тех местах, где жили коряки, очень суров: сильнейшие морозы, ледяные ветра, долгие пурги. В «корякской стране» значительную территорию занимают тундры с мелким кустарником; так же произрастают хвойные, лиственные леса; много бурных ледяных рек.

     В наше время коряки все еще живут на севере Камчатского полуострова, однако сейчас  многие традиции утрачены, и мало осталось людей, свободно говорящих на родном языке.

  1. Введение в практическую часть

Педагог объясняет детям, что основными героями композиции будут являться оленные коряки и олени. Например, можно изобразить корякское  стойбище  с  его обитателями; коряков, которые едут на  нарте  по зимней  тундре и т.п.

     Педагог предлагает нескольким  ребятам рассказать, кого они хотят вылепить на своей композиции, какая  местность, время  года будут изображены. Затем педагог показывает несколько иллюстраций, рисунков  детей коряки(см. Приложение №5), акцентируя  внимание на замысле работ, композиционном  и цветовом  решении.

Этапы  создания композиции

  • Выбор сюжета, изготовление эскиза
  • Подбор материалов и оборудования
  • Изготовление основных деталей композиции и основы.
  • Сборка и оформление изделия.
  1. Практическая  часть

     Нарисовать эскиз будущей композиции  в  карандаше (На  доске  расположены все иллюстрации которые педагог демонстрировал во время своего рассказа в  начале  занятия(см. Приложения №1,2,3,4,5)).

    Во  время  занятия  педагогом проводится физкультурная минутка: «Дети по лесу  гуляли». (Цель: снятие  напряжения, усталости, поднятие настроения учащимся (см. Приложение №6)).

  1. Подведение итогов

  В конце занятия педагог предлагает детям рассмотреть получившиеся эскизы будущих композиции. Педагог  расспрашивает ребят, какие эскизы по их мнению получились наиболее удачными, интересными, необычными, и почему? Спрашивает ребенка, что он хотел изобразить на своем эскизе, и почему именно «так» он видит свою композицию? Какие эмоции вызывают у учащихся эскизы товарищей?

Занятие №2,№3

Тема: Лепка деталей  композиции

Раздаточный  материал (в расчете на одного учащегося):

  • Соленое тесто
  • Стеки различной  конфигурации
  • Специальные инструменты (ножницы, стержни для  шариковых ручек, чесноковыжималки).
  • Стаканчик  с водой
  • Лист белой бумаги (формат А3)
  1. Повторение пройденного материала
  2. Введение в  практическую часть

     В начале занятия №2 педагог с детьми рассматривает эскизы, выполненные на  занятии №1. Выделяет общие детали композиции, которые изображены на эскизе. Педагог с учащимися обговаривает, какие способы и приемы лепки, они будут использовать для достижения выразительности образа; какие специальные инструменты пригодятся им в работе. Так  как лепка деталей  композиции будет продолжаться  в течении двух занятий, то детали которые вылеплены на первом занятии могут немного подсохнуть ко второму занятию. Поэтому, чтобы присоединить к  ним  новые части, или соединить изделие в одно целое, необходимо смочить поверхность подсохшей детали мокрой кистью или стеком, и они склеятся благодаря клейким свойствам муки.

  1. Практическая  часть

     Все детали композиции располагаются на листе  белой  бумаги формата А3. Педагог с  детьми предварительно обсуждают, как  можно вылепить главных героев композиции (людей, оленей), а также ярангу, нарту.

Изготовление оленя

  1. Туловище. Скатать шар размером с  крупную сливу, а  затем раскатать из него цилиндр (длина  7-9 см). Немного вытянуть одну  сторону цилиндра и загнуть вверх (шея).
  2. Голова. Скатать шар размером с  грецкий  орех, придать ему яйцевидную форму. Примазать при помощи воды и стека (пальца) к шее.
  3. Ноги. Раскатать два  жгута (длина около 10 см, толщина 1,3 см) и каждый разрезать стеком пополам (получается четыре одинаковые по длине и толщине ноги). При присоединении ног к туловищу их можно изогнуть (олень идет или бежит). Стеком наметить копыта.
  4. Рога. Рога изготавливаются из тонких жгутов различной длины и присоединяются друг к другу при помощи воды.
  5. Хвост. Скатать маленький шар и раскатать овал. Присоединить к туловищу при помощи воды.
  6.  Глаза. Скатать маленькие шарики и прикрепить к голове с помощью воды.
  7. Шерсть. Имитация  шерсти оленя  делается при помощи стека (на  тесто наносятся короткие  линии).

исупова1

Изготовление  коряка (корячки)

  1. Голова. Скатать шар размером с  грецкий  орех, раскатать из него овал и расплющить.
  2. Кухлянка (женская). Понадобятся шаблон (см. Приложение №7(шаблон женской  кухлянки)). На диск  из теста  толщиной 8-10 мм наложить шаблон, обвести, затем вырезать кухлянку. Для  того, чтобы сделать воротник на  кухлянке, необходимо раскатать  цилиндр длиной 3-3,5 см и толщиной 8 мм, наложить на кухлянку, плотно присоединить к  голове. Кухлянка украшается орнаментом.

     Орнамент на  кухлянке может быть геометрическим: маленькие  плоские квадраты, треугольники, диски уложить в определенной последовательности, затем украсить элементы точками (используется стек с острым концом или стержень от шариковой  ручки) или линиями.

     Для  растительного орнамента (листья, ветки с  бутонами и цветами и т.д.) необходимо раскатать тонкие жгуты, скатать небольшие шарики.

     Кухлянка (мужская). Мужская  кухлянка отличается  от женской  своей длиной. Мужская кухлянка  короче. Она  выполняется  аналогично, только используется другой  шаблон (см. Приложение №7(шаблон мужской  кухлянки)).

  1. Малахай. Раскатать цилиндр длиной 5-6 см и толщиной 1  см, плотно присоединить  к  голове при помощи воды. Имитация  меха делается при помощи стека (на тесто наносятся  короткие  линии).
  2. Конайты (меховые мужские штаны  коряков). Раскатать цилиндр длиной  7  см; толщиной 1,5 см и разрезать его стеком пополам (получается  две одинаковые по длине и толщине части ног). Присоединить части ног к  кухлянке  при помощи воды.
  3. Торбаса. Раскатать цилиндр длина 6  см; толщина 1,5 см и разрезать стеком пополам. Немного вытянуть одну  сторону цилиндров  и загнуть в бок. Присоединить торбаса к  конайтам с  помощью воды.  Торбаса  можно украсить орнаментом.
  4. Далее лепятся мелкие детали: рукавицы, на лице: глаза, нос, рот и т.д.

исупова2   исупова3

Изготовление  нарт и яранги

  1. Нарты изготавливаются  из тонких жгутов, которые укладываются в  определенной  последовательности.

исупова4

2. Яранга. Изготавливается  по шаблонам (см. Приложение №8). Если яранга  находится на первом  плане, то используется  большой  шаблон, а  если на  дальнем плане, то  соответственно используется  шаблон  меньший  по размеру.

исупова5

Во время  занятий педагогом  проводится  физкультминутка «Мы лепили» (см. Приложение №6).

4.Подведение итогов

     В  конце занятия проводится  анализ вылепленных  частей композиции. Дети вместе  с  педагогом  рассматривают работы. Педагог  спрашивает, какие  приемы  лепки использовали учащиеся для  изготовления  той  или  иной  детали. Также педагог обращает внимание на аккуратность выполнения  деталей, на проявление  творчества  в  решении некоторых деталей. Можно спросить по очереди детей  всей  группы, какие  интересные и необычные элементы  они могли бы  добавить в работы  своих товарищей.  Педагог хвалит работы  всех учащихся, указывает на  более  аккуратные работы, необычные и интересные находки.

Рекомендации: Детали композиции рекомендуется  сначала  вылепить на  листе  обычной  бумаги, затем  подождать три -  четыре  дня  до полного высыхания  соленого теста, а  потом  аккуратно отсоединить их от бумажной основы.

Занятие № 4,5,6

Тема: Роспись деталей  композиции.

Раздаточный  материал (в  расчете на одного учащегося):

  • Гуашь (12  цветов)
  • Кисти художественные (№1, №2, №4)
  • Стаканчик  с  водой
  • Салфетка  для  промачивания  кисти
  • Палитра
  1. Повторение  пройденного материала
  2. Введение  в практическую часть

     В начале  занятия  рассматриваются  иллюстрации с  изображением оленей, яранги, нарт. Акцентируется  внимание  на  цветовом  решении национальной  одежды.

     В одежде в  основном  преобладает естественный  цвет кожи, а  вот в  основе  орнамента лежит контраст цветов. Торбаса и малахай  украшались яркими широкими полосами из бисера, на  которых присутствовали синий, красный, желтый, оранжевые цвета, которые сочетались  радостно и ярко.

     Также  кухлянки расшивались аппликацией  из кусочков  меха  разного цвета (от белого, коричневого до совсем черного).

     Педагог обращает внимание на то, что жилище  оленных  коряков покрывалось оленьими шкурами, шерстью наружу. Поэтому для  росписи  яранги потребуется  определенная  цветовая  гамма.

     У  учащихся  во время обсуждения  начинаются  формироваться  яркие  образы, которые рождают желание  воплощать их в  собственной  изобразительной деятельности. Педагог должен  подвести детей  к  правильному  выбору  цветовой  гаммы.

  1. Практическая  часть

     Роспись деталей  композиции.

  1. В начале  наносится  основной  тон на  детали композиции
  2. Затем, когда  основной  тон высыхает, начинают вводить оттенки, прорисовывать мелкие  детали.

Во время  занятий  педагогом  проводятся  физкультурные минутки: «Мишка» и «прогулка» (см. Приложение №6).

4.Подведение  итогов

В  конце занятия  рассматриваются  и анализируются  расписанные детали композиции, исправляются  ошибки.

Занятия № 7,8

Тема: Изготовление фона  для  сложной  композиции

Раздаточный  материал (в расчете  на  одного учащегося):

  • Лист плотной  белой  бумаги (формат А3)
  • Акварель (14 цветов)
  • Художественные кисти (№2, №3, №5)
  • Стаканчик  с  водой
  • Салфетка  для  промачивания кисти
  • Палитра
  • Простой  графитный  карандаш
  1. Повторение  пройденного материала
  2. Введение  в практическую часть

     Прежде  чем приступить к  рисованию фона  для  композиции, педагог уточняет какое  время  года и время  суток хочет  изобразить ребенок  в  своей работе, и  следуя  из этого, правильно и грамотно определить цветовую гамму. Также  особое  внимание  нужно обратить на  местность, которая  будет изображена  на  композиции (лес, тундра  и т.д.)

     После  того, как  педагог  вместе  с  детьми обсудил все нюансы  предстоящей  работы, последним  необходимо вначале  сделать легкий  набросок выполненный  карандашом. Это нужно для  того что бы  четко было видно, где  проходит линия  горизонта, где и какие  предметы  будут располагаться.

  1. Практическая  часть

     Изготовление  фона  для  сложной  композиции.

     Большие  цветовые пятна (небо,  вода, земля) тонируются широкой  кистью №5. Наносим  ровные линии всем ворсом  кисти слева – направо.

     Мелкие  детали(деревья   вдалеке, кусты, травы, ягода, цветы и т.д.) прорисовываются  тонкими кистями.

     Во  время  занятий  педагогом  проводятся  физкультурные минутки «Мишка» и «Зайчики» (см. Приложение №6).

     В конце занятия  работы  рассматриваются, анализируются, исправляются  ошибки.    

Занятие  №9

Тема: Изготовление  сложной  композиции. Сборка изделия.

Раздаточный  материал (в  расчете на одного учащегося):

  • Плотный  картон (формат А3)
  • Фон композиции
  • Клей  ПВА-М
  • Кисть клеевая
  • Стаканчик  с водой
  • Клей «Мастер» (для  педагога)
  1. Повторение  пройденного материала
  2.  Введение  в  практическую часть

Планирование  трудовых  действий.

üПодготовка  основы

üКомпоновка и расположение  деталей  композиции на  основе

üСборка  элементов  композиции

üОформление изделия

  1. Практическая  часть
  • Необходимо приклеить фон на  плотный  картон  клеем ПВА-М
  • После того, как  фон будет готов, приступить к  компоновке  частей  композиции.
  • Приклеить элементы  композиции с  помощью клея  «Мастер»

Рекомендации: дети только выкладывают части композиции на  фон, а  педагог должен сам  приклеить части композиции на  клей «Мастер», так  как  с  данным клеем работать достаточно сложно.

  • Готовые композиции вставляются  в  рамы.

Во  время занятия  педагогом  проводится  физкультурная  минутка «Зайчики» (см. Приложение №6)

  1. Подведение  итогов

В конце занятия  рассматриваются и анализируются  уже  полностью готовые  композиции. Педагог задает детям вопросы:

- Удались ли, по их мнению композиции? Если «да», то почему? Если «нет», то по каким  причинам?

- Что можно еще  добавить в  выполненную работу?

     Необходимо спросить учащихся, какие  эмоции вызывают у них работы.

Вот, что у  нас  получилось!

исупова6

Зелинский  Андрей, 12 лет

«Ловля  оленя»

Приложение №1.

исупова7

Приложение №2

исупова8

Приложение 3.

исупова9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2024. Официальный сайт МБУ ДО "Центр"Луч"