ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

684000, Камчатский край, г.Елизово,

пер. Тимирязевский д.9

Luch_61@mail.ru

8(41531) 6-53-65

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

МЕНЮ
Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр «Луч»

Методическая разработка

экологической игры – викторины

"Следопыты на белой тропе"

для обучающихся 9-11 лет

Методическую разработку составил

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД "Центр "Луч"

Антипова Ольга Васильевна 

г. Елизово

2012

СОДЕРЖАНИЕ:

1 Пояснительная записка

2 Цели и задачи

3 Оборудование

4 Методические советы

5 Сценарий

6 Используемая литература

Методическая разработка экологической игры – викторины

 "Следопыты на белой тропе"

Пояснительная записка

         Бережное отношение к окружающей природе необходимо воспитывать с раннего детства. На занятиях в объединении учащиеся изучали не только внешнее строение животных, но их приспособленность к жизни в зимнем лесу. Одним из методов привлечения внимания детей к изучению жизни животных зимой, является игра, которая может оказывать огромное эмоциональное воздействие на ребенка, вырабатывать определенные правила поведения, активизировать умственную активность, речевое общение, умение доказывать правильность своей точки зрения. Игра дает возможность обучающемуся проявить себя, показать свои достижения в изучении темы. Во время игры дети получают новую, дополнительную информацию в занимательной форме.

         Мероприятие подготовлено для обучающихся 9 - 11 лет, в системе дополнительного образования, а так же может быть использовано в общеобразовательной школе.

         Продолжительность мероприятия 40-50 минут, что позволяет использовать игру  в течение занятия.

Цель занятия. В игровой форме расширить знания учащихся с  особенностями жизни животных в зимнем лесу, их приспособленностью к среде обитания. 

Задачи занятия.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с крупными обитателями зимнего леса;
  • учить работать со справочной литературой,
  • проверить знания учащихся о наиболее характерных признаках приспособления животных к среде обитания.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей, логическое мышление..

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание  проводить простейшие исследования,
  • Воспитывать чувство сострадания к животным в зимние холода.

Форма проведения: викторина.

Оборудование

  1. Изображения животных, которые будут упоминаться в ходе мероприятия.
  2. Оформленный стенд.
  3. Тесты.
  4. Определители следов животных.
  5. Рисунки следов животных.
  6. Шишка объеденная белкой.
  7. Жетоны.  

Методические советы

         Викторину "Следопыты на белой тропе" желательно проводить после изучения темы «Обитатели зимнего леса» в качестве познавательно-контрольного среза, что стимулирует учащихся к активному получению знаний.

  Также можно использовать игру в качестве познавательно-развлекательного мероприятия во время проведения экологических и оздоровительных лагерей, с целью повышения интереса детей к миру животных и воспитания в них экологического сознания.

         В подготовительный период желательно привлечь детей  к изготовлению наглядных пособий (рисунков животных и их следов).

         Для подсчета голосов,  ведущему необходимы помощники, которые избираются из детей принимавших участие в подготовке игры. Помощники также демонстрируют картинки с изображениями следов животных.

         В ходе игры необходимо создать положительную атмосферу в зале, а также между ведущим и игроками.. Этим привлекается дополнительное внимание к игре.

Подведение итогов:

     Победителями становятся трое игроков, давших наибольшее количество верных ответов. Победители награждаются памятными призами.

Викторина

«Следопыты на белой тропе»

  1. Вопрос. Что птицам страшнее – холод или голод зимы?

Ответ. Голод птицам страшней.

  1. Вопрос. Где зимой и осенью спят вороны?

Ответ. В садах, парках и рощах, на деревьях, куда с вечера собираются большими стаями.

  1. Вопрос. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы?

Ответ. Дятлы присоединяются к стайкам синиц, поползней.

  1. Вопрос. Что следопыты называют «выволокой»?

Ответ. Вытаскивая лапы из снега, зверь выволакивает из ямки немного снега и черкает по нему когтями. Эти черточки от когтей и называются «выволокой».

  1. Вопрос. Что называют следопыты «вздвойкой»?

Ответ. След, по которому заяц прошел дважды – туда и назад.

  1. Вопрос. Что называют следопыты «маликом»?

Ответ. Заячий след на снегу.

  1. Вопрос. Какой зверь на зиму становится весь белый, кроме кончика хвоста?

Ответ. Горностай.

  1. Вопрос. На следу каких хищных зверей нет отпечатка когтей и почему?

Ответ. На следу рыси и других кошачьих, потому что рыси при ходьбе втягивают когти.

  1. Вопрос. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?

Ответ. Тетерева, глухари, куропатки, рябчики.

  1. Вопрос. Объяснить понятие «видовой почерк» животного.

Ответ. «Видовой почерк» - это отражение основных черт поведения животного, его отношений к разным местообитаниям и укрытиям, к следам других животных, к кормовым растениям и т.д. В понятие «видовой почерк» входят данные о том, где и каким кормом питается животное, как этот корм отыскивает и добывает, в каком порядке обследует местность, как относится к рельефу, к густым бурьянам и зарослям кустарников, к снегу разной высоты и рыхлости, к дорогам, тропам, лыжням и т.д.  

  1. Вопрос. Что называют следовой дорожкой?

Ответ. Следовая дорожка – последовательная цепь отпечатков лап, оставляемая животными при движении, взаиморасположение отпечатков передних и задних лап на грунте или на снегу.

  1. Вопрос. Что называют «заячьей скидкой» или «смёткой».

Ответ. Огромный прыжок в сторону от своей следовой дорожки.

  1. Вопрос. Отпечатки лап животного напоминают следы маленькой собачки. Но след более вытянут, когти длиннее и тоньше. Зимой подошвы лапы покрываются шерстью, отчего отпечаток на снегу становится несколько расплывчат. Но главное отличие в следовой дорожке: следы располагаются прямолинейно, как «по нитке». Отпечатки задних лап накладываются на отпечатки передних, поэтому дорожка очень узкая. Какое животное оставляет такие следы?

Ответ. Лисица.

  1. Вопрос. Это миниатюрные зверьки, которые внешне напоминают мышей. Мордочка у них вытянутая. Вес зверька всего несколько граммов. Зимой он живёт под рыхлым снегом в лесной подстилке. Иногда выходит на поверхность в поисках семян березы, ели или сосны. Передвигается прыжками, в результате чего отпечатывается следовая дорожка, которая представляет собой  цепочку миниатюрных ямок ромбовидной формы. Иногда хвост оставляет прерывистую борозду, проходящую между отпечатками лап. Их следы даже меньше чем следы мышей и полёвок. Как называется это животное?

Ответ. Землеройки.

  1. Вопрос. След этого зверя напоминает след большой собаки, но слегка вытянут в длину. Между отпечатками средних и крайних пальцев можно положить спичку или травинку и она не ложится ни на те, ни на другие. Передние пальцы вытянуты вперед и сближены. Следовая дорожка обычно прямее, чем у собаки и тянется ровной цепочкой на большом расстоянии. На больших переходах по белой тропе семья растягивается «гусем», причем каждый последующий зверь ставит лапы точно в следы передового. Чей след описан?

Ответ. Волк.

  1. Вопрос. След очень похож на след ласки, но несколько крупнее. Длина прыжка может составлять от 30-40см до 1м. Следы в зависимости от скорости по снегу могут быть в виде двухчеток и четырехчеток. Следовая  дорожка   делает повороты под острым углом к основному пути следования. Какое  животное оставляет такие следы?

Ответ. Горностай.

  1.  Вопрос. При беге животные оставляют отпечатки всех четырёх ног (четырёхчётка). Впереди располагаются отпечатки широко расставленных задних лап, позади – один за другим отпечатки передних.  Следы задних лап значительно длиннее и шире отпечатков передних. Один из них обычно несколько впереди другого. Если вы пойдете по следовой дорожке, то обнаружите, как животное путает следы, чередуя прямой ход с «петлями» или начинает двигаться по своему же следу в обратном направлении, иногда делает огромные прыжки в сторону от своей следовой дорожки. Какое животное оставляет такие следы?

Ответ. Заяц-беляк.

  1. Вопрос. След зверька несколько напоминает по форме след зайца, но он в несколько раз  меньше. Как и у зайцев, при прыжке задние лапы его отпечатываются впереди передних. На неглубоком снегу отчетливо видно, что на отпечатках задних лап пять пальцев, а на передних только четыре. Пятый палец передних лап настолько мал, что не оставляет отпечатков на снегу. Характерно расположение отпечатков лап в форме трапеции. Какое животное оставляет такие следы?

Ответ. Белка.

  1. Вопрос. Какие приёмы применяют зайцы при запутывании следа?

Ответ. При запутывании следа зайцы петляют, проделывают «вздвойку» и «сметку» («скидку»).

  1. Вопрос. Шаг животного около 40см. Его опушённые ступни опускаются бесшумно, не волочатся, не чертят на снегу. Почти круглые отпечатки лап около 8-12см длиной и шириной. На передних ногах – пять, на задних четыре пальца. Зимой подушки лап покрыты жёсткими волосами.  Следы правых и левых конечностей не лежат цепочкой на одной прямой, как у лисицы или волка, а располагаются ломаной линией. Втяжные когти отпечатков не дают. Какое животное оставляет такие следы?

Ответ. Рысь.

  1. Вопрос. Какой зверек спит всю зиму вниз головой?

Ответ. Летучая мышь.

  1. Вопрос. Что значит – «волка ноги кормят»?

Ответ. Волк не стережет добычу в засаде, как кошка, а догоняет её бегом.

  1. Вопрос. Каких зверей зовут «шатунами»?

Ответ. Медведей, согнанных с берлоги и вовсе не спящих зимой.

  1. Вопрос. Все ли зайцы зимой белые?

Ответ. Белеют только беляки, русаки остаются сероватыми.

  1. Вопрос. Что означают названия «пасть», «плашка», «кулема», «петля», «жердка», «пружок», «чекан», «морда», «рукавчик»?

Ответ. Все это орудия, применяемые при охоте на диких животных.

  1. Вопрос. Какая птица поет зимой?

Ответ. Самки снегирей обычно поют зимой.

  1. Вопрос.  Как ворона предсказывает мороз?

Ответ. Если вороны и галки расположились на ночлег на кончиках ветвей – значит, ночь будет теплая. Если птицы прижались к стволу – жди мороза.

  1. Вопрос. Для чего у глухаря к зиме на лапах вырастают роговые щеточки?

Ответ. Глухари летом кормятся ягодами и насекомыми, а зимой добывают пищу почти исключительно на деревьях (почки и хвою). Поэтому зимой у этих птиц по краям пальцев лап разрастаются бахромки из жестких роговых чешуек, обеспечивающих возможность удерживаться на скользких, обледенелых ветках.

  1. Вопрос.  Какие зимние убежища животных вы знаете?

Ответ. Дупла, гнёзда, норы, берлоги, лежки и логовища (примитивные типы убежища)…

Список использованных источников

  1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. – 240 с., ил.
  2. Бианки В.В. Лесная газета. Клуб колумбов./ Ил. Л.Т. Кузнецова.- М.: Правда, 1986. – 480 с., ил.
  3. Дементьев В.И. Основы охотоведения. – М.: Лесная промышленность, 1971. – 231 с.
  4. Ласуков Р.Ю. Звери и их следы: Карманный определитель. – М.: Рольф, 1999.
  5. Лобков Е.Г. Гнездящиеся птицы Камчатки. – Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1986. 304 с.
  6. Ошмарин П.Г., Пикунов Д.Г. Следы в природе. – М.: Наука, 1990.
  7. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. Научно-художественная литература. - Переиздание. Цвет. Рисунки А. Келейникова. Оформ. О. Кондаковой. М.: Дет. Литература, 1975. – 303 с. С ил.
  8. Руковский Н.Н. Убежища четвероногих. – М.: Агропромиздат, 1991. – 143 с. [16] л. ил.: ил.
  9. Сладков Н.И. В лес по загадки: Фотокнижка/Рис. Т. Капустиной; Фото автора. – Л.: Дет. лит.,  - 1983. – 95 с., ил.
  10. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Издательство МГУ, 1989. – 320 с.: ил.
  11. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 152 с. - (Портфель учителя). 
© 2024. Официальный сайт МБУ ДО "Центр"Луч"